Этого фильма ждали уфологи всего мира.
Сначала его, как водится, разрекламировали: выпустили пресс-релиз, устроили закрытый просмотр для специалистов, опубликовали несколько смазанных кадров — и только после этого объявили премьеру: 13 сентября 1998 года в восемь часов вечера, то есть в то время, когда у экранов собирается наибольшее количество зрителей, американская телекомпания «ТНТ» («Turner Network Television, Inc.») покажет фильм «Секретные материалы КГБ о НЛО».
Создатели фильма утверждали, что в его основу положен украденный из архивов КГБ и проданный американцам за 10 тысяч долларов «секретнейший кинодокумент», зафиксировавший результаты катастрофы НЛО, которая произошла в ноябре 1968 года в районе населенного пункта Березовский Свердловской области.
В фильм вошли также кадры, показывающие вскрытие тела гуманоида, обнаруженного на месте катастрофы, интервью с бывшим офицером КГБ, участвовавшим, по его словам, в проведении секретной операции, и экспертами, видевшими важные документы и знающими «правду».
Ожидания публики подогревались высказываниями известных уфологов, которые видели фильм на закрытом просмотре. Вот что писал, например, Джордж А. Файлер, руководитель Восточного отделения американской уфологической организации МУФОН (MUFON):
«Я только что вернулся из Лос-Анджелеса, где снимается специальный двухчасовой документальный фильм АТВ Интернейшнл, посвященный "Секретным материалам КГБ о НЛО”. Судя по тому, что я видел, это один из самых лучших документальных фильмов о НЛО. В качестве ведущего выступает Роджер Мур. Участвуют доктор Ричард Хайнес, Антонио Ханиус, Стэн Фридман и российские эксперты. В рекламе фильма утверждается, что совершенно секретные документы и изображения являются подлинными. Когда два истребителя МиГ попытались сбить НЛО, у обоих заглохли реактивные двигатели. Нам показали удивительную пленку, вывезенную контрабандой из России. Имеются ошеломляющие доказательства того, что Советы завладели чем-то не с нашей Земли. КГБ принимает НЛО всерьез, они потеряли пилотов и преследовавший их самолет. Лично я всегда удивлялся, почему Советы так интересуются НЛО. Их разведка часто платила за информацию о НЛО гораздо больше, чем за твердые данные о наших самых новых самолетах. Слишком рано говорить — многое зависит от того, как фильм будет отредактирован — но из того немногого, что я уже видел, — это должно быть замечательное шоу, которое будет показано по ТНТ...»
Только на основании одного такого заявления у знающих людей (живущих в России, а не в США, где о нас до сих пор судят по фильмам о Джеймсе Бонде) уже могли возникнуть сомнения в подлинности материалов, которые собираются показать по «ТНТ». Дело в том, что в 1998 году российская уфология питалась в основном слухами о том, что где-то в недрах КГБ (ФСБ) существует специальная группа, осуществляющая сбор, анализ и засекречивание информации о НЛО. Когда начались международные контакты, наши соотечественники, занимающиеся аномальными явлениями, узнали больше, но даже эта информация носила разрозненный характер и опять же основывалась только на свидетельствах людей, не так давно перебравшихся за границу, а потому весьма заинтересованных в том, чтобы привлечь внимание СМИ к своей персоне и что-то заработать на этом. Рассказ о некоем офицере, продавшем «секретные материалы» за конкретную «копеечку», сразу вызывал подозрения: а насколько честен этот офицер? Кроме того, история советской внешней разведки была уже хорошо известна: опубликованы мемуары кадровых разведчиков, многие архивы открыты для исследователей, — но нет ни одного документа, подтверждающего, что советская внешняя разведка проявляла повышенный интерес к теме НЛО. Разумеется, наши агенты и различные радиотехнические службы занимались отслеживанием полетов экспериментальных аппаратов, но при этом они точно знали, по какому именно аппарату им предстоит собирать сведения, а вся газетная шумиха вокруг «тарелкомании» их, очевидно, не привлекала.
Но вернемся к нашумевшему фильму. Когда его наконец показали на телеэкране, он вызвал ожидаемую сенсацию среди западных уфологов. Однако российские специалисты по НЛО с первых же кадров заметили несуразицы, очевидные любому, кто жил в СССР и знаком с Советской армией не понаслышке. Тщательная проверка выявила и другие ляпы, подтверждающие, что практически все материалы, собранные в фильме, являются грубой фальшивкой. Вот только некоторые из них.
Март 1969 года. На опушке якобы уральского леса у половинки «инопланетного» диска, выглядывающего из земли, стоят два новеньких «виллиса» без всяких номерных знаков, а должны стоять отечественные «ГАЗы».
Сверхсекретный осмотр упавшего НЛО. Одни солдаты с нашивками стройбата блуждают между деревьями, а другие с теми же нашивками держат автоматы, как балалайки, причем стволы направлены в сторону их товарищей и командиров. У всех солдат ремни не солдатские, с бляхой, а офицерские.
Уральский холод и снег. Стоящий вдалеке грузовик, на котором прибыли солдаты, не имеет столь полезного в наших широтах фанерного или хотя бы брезентового кузова, без которого никто людей в лес не повезет.
Эпизод вскрытия «инопланетянина» напоминает запись занятий нерадивых студентов, стоящих вокруг стола, хоть в белоснежных халатах, но без неизбежных в таких случаях шапочек, марлевых повязок на лицах и клеенчатых передников.
Под документом о вскрытии стоит интересная подпись: Толмаков, зам. декана кафедры анатомии Московского медицинского... На этом строчка выходит за кадр, а далее мы видим «Семашко». Но имя Семашко носит только Московский медицинский стоматологический институт!
Есть и более серьезные «проколы». Если присмотреться к кадрам, на которых запечатлен воткнувшийся в землю «инопланетный диск», то можно увидеть, что он вошел в грунт под определенным углом, но тогда на заднем плане должна была остаться просека из сломанных деревьев, чего не наблюдается.
На многие из этих «анахронизмов» отечественные уфологи указывали еще во время первых просмотров. Так, в середине декабря 1998 года фильм продемонстрировали участникам Международного уфологического конгресса в городе Кальяри. На этом конгрессе присутствовал известный российский уфолог Борис Аполлонович Шуринов. Увидев, с каким энтузиазмом коллеги восприняли эту мистификацию, он не выдержал, взял слово и не оставил от нее камня на камне. Самое примечательное в этой истории, что Шуринову никто из присутствующих не поверил, более того его обозвали «агентом КГБ», который пытается скрыть истину.
К счастью для наших уфологов, которых гуртом записали в секретные агенты, очень быстро нашелся свидетель «крушения летающей тарелки». Им неожиданно для самой себя стала ассистент режиссера Киностудии имени Горького Ольга Долгалева. В беседе с корреспондентом екатеринбургской газеты «МК-Урал» она рассказала, как и где снимался этот сенсационный фильм.
Выяснилось, что «свердловской» сбитую «тарелку» нельзя назвать даже с натяжкой — телевизионщики из «ТНТ» предпочли от Москвы не удаляться и работали в подмосковном Алабино. Для киношников, паразитирующих на военной тематике, Алабино — просто рай. Вокруг десятки воинских частей, а потому всегда можно набрать дешевых статистов для любой массовки. Впрочем, американцам много людей и не требовалось — они ограничились ротой.
Ольга Долгалева вспоминает, что особенно важно было нарядить массовку «под старину». Американцы выспрашивали у костюмера, как выглядели советские солдаты в конце шестидесятых годов. Бедной женщине оставалось только разводить руками: знать-то она знала, но реквизита было маловато. В особом дефиците оказались штаны. А потому некоторым героям «документального» фильма пришлось остаться в родных камуфляжных шароварах.
Сценарий был прост, как все гениальное. «Бесштанная команда» выгружается на лесной опушке из двух джипов военного образца (которые днем раньше были одолжены в соседней части и на которые только что приклеили красные звезды из бумаги) и четко следует указаниям людей в штатском. Эти последние изображали начальников — как бы высших офицеров КГБ. Они-то как раз и были настоящими российскими актерами, правда, малоизвестными, «второго плана», потому впоследствии их никто не узнал. Актеры играли плохо, без огонька, потому реплики чинов из КГБ получились неестественными.
Вся эта веселая компания танцевала вокруг странного пятиметрового диска. Диск был пенопластовый. А потому его все время сдувало. Дубль за дублем «бесштанная команда» под чутким руководством американских режиссеров разыгрывала обнаружение большой пенопластовой шляпы в зарослях лип.
По словам Ольги Долгалевой, она испытала настоящий шок, когда узнала, в какой авантюре ей пришлось принимать участие. Зачем вся эта возня вокруг диска, во время съемок никто у американцев не спрашивал: платят и хорошо. И потому ни один из тех, кто трамбовал снег в морозный февральский четверг на опушке леса в Алабино, даже и представить себе не мог, что присутствует при великом историческом событии — крушении корабля инопланетян в зимнем уральском лесу...
Случай с пленкой о «свердловской тарелке», якобы выкупленной у офицера КГБ за десять тысяч долларов, подтверждает ту простую истину, что пока существует спрос на «летающие тарелки», будет существовать и предложение. Различить, где здесь фальшивка, а где подлинные материалы очень трудно, порой невозможно. А в результате профанацией выглядит и сама тема исследований.
Ниже на основе фактов я покажу, что вся история изучения НЛО в СССР изобилует вымыслами. Она даже менее достоверна, чем история аналогичных исследований в США. И прежде всего потому, что у нас никогда не существовало проектов, аналогичных «Синей книге», — инициативы всегда исходили от отдельный высокопоставленных чиновников, из-за чего вопрос запутывался еще больше.
Однако нельзя не отметить, что кому-то и по сей день выгодно изображать, будто бы Советский Союз располагал технологиями будущего, полученными от инопланетян.
Ракетчики и НЛО
Рассказ об изучении НЛО в СССР обычно начинают с довоенной эпохи. Многочисленные авторы указывают на ленинградского профессора Николая Алексеевича Рынина, занимавшегося сбором информации о всевозможных летательных аппаратах и написавшего десятки книг, в том числе девятитомную энциклопедию теоретической космонавтики. В этом последнем фундаментальном труде Рынин собрал описания самых различных конструкций космических кораблей, но поскольку космические корабли в 1930-е годы никто не строил, то ученый в основном опирался на фантастические произведения и даже народные сказки, в которых упоминается хоть что-то летающее к звездам: от конька-горбунка до гоголевского черта, похитившего месяц. На станицах этой энциклопедии можно найти и свидетельства о сошествии на землю богов и жителей Луны — это позволило некоторым отечественным уфологам объявить, что Рынин был сторонником идеи о внеземном происхождении человечества и является чуть ли не родоначальником изучения феномена НЛО в нашей стране. Однако внимательное прочтение книг и статей профессора показывает, что Рынин четко разделял фантазию и реальность. Для него предания народов мира о «сынах неба» и рассказы древнегреческих философов о встречах с селенитами являлись вымыслом — в этих историях он видел только одну из версий извечной мечты человека о полетах в небо и к звездам. Таким образом, Рынину приписывают приверженность идеям, которые он, мягко говоря, не разделял. Больше того, профессора неоднократно подвергали критике даже за его энциклопедию. Так, молодой инженер Сергей Павлович Королев говорил, что нет смысла в собирании мифов и легенд, когда нужно делать реальную работу по проектированию ракетных двигателей и космических аппаратов. Не любил Королев фантастику...
Кстати, о Королеве. Рассказывая об изучении феномена НЛО в послевоенный период авторы, пишущие о «летающих тарелках» (и, каюсь, я в их числе), обычно приводят старую байку, почерпнутую из воспоминаний профессора Бурдакова. Якобы еще в 1947 году конструктора Сергея Королева вызвали в Кремль, вручили пачку зарубежных журналов и книг и сказали:
«— Товарищ Сталин просит вас высказать свое мнение о сообщениях по НЛО.
— Хорошо, чтобы ознакомиться, я возьму материал с собой.
— Этого не следует делать. Вот вам переводчики и помещение для работы. Через три дня вас побеспокоят.
"На третий день меня пригласил к себе лично Сталин, — рассказывает Королев. — Я доложил ему, что явление безусловно интересное. Но, по-видимому, опасности для государства не представляет”.
— Другие ученые, которых я попросил ознакомиться с материалом, того же мнения, что и вы, — закончил беседу Сталин.
"Я думаю, — пояснил Королев, — такими учеными могли быть Келдыш, Курчатов, Топчиев”...»
История интригующая, но при внимательном изучении опять же всплывают несуразности, указывающие на то, что она вымышлена от начала до конца. Дело в том, что в письмах Королева обнаружено точное указание: конструктор был на приеме у Сталина всего один раз — в марте 1948 года. (Историк космонавтики Ярослав Голованов полагал и убедительно доказывал, что встреча, скорее всего, состоялась еще позже — в марте 1949-го). Причем на приеме Королев был не один, а в составе группы советских конструкторов военной техники, и, соответственно, обсуждаемые вопросы касались прежде всего перспектив развития этой техники.
И авторы, зарабатывающие на «тарелкомании», и профессор Бурдаков, очевидно, забыли, что в 1947 году Сергей Павлович Королев был всего лишь «засекреченным ракетчиком», пытающимся воспроизвести опыт немецких коллег, — не по чину ему было посещать Кремль и консультировать Вождя. Вот позднее, после того как Королев запустил и первую межконтинентальную ракету, и первый спутник, и Юрия Гагарина, он мог уже на равных общаться с кремлевскими руководителями и давать им какие-то рекомендации.
Впрочем, нельзя утверждать, что Сергей Павлович уж совсем был далек от «инопланетной» проблематики. В том, что вопросы НЛО и контактов с пришельцами его интересовали, подтверждает хотя бы история с Тунгусским метеоритом.
«Палеокосмонавтика» в Советском Союзе
В семидесятые годы ХХ века начала набирать популярность «палеокосмонавтика» — особый раздел уфологии, занимающийся сбором доказательств, что инопланетяне посещали нашу Землю в незапамятные времена, учили людей разным премудростям, а может и вообще были родоначальниками человеческой расы. Интерес к этим изысканиям пробудила книга швейцарского археолога-любителя Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем» (1968), в которой описывались археологические памятники, не имеющие привязки к известным нам историческим эпохам или по своим свойствам соответствующие не древним, а современным технологиям. Пример первого случая — огромные рисунки в пустыне Наска. Кто их сделал? Зачем? Пример второго — нержавеющая колонна в Дели, стоящая среди развалин старинной мечети Кувватуль-Ислам. Каждый из этих артефактов может иметь и другое происхождение без участия мифических инопланетян, но желание найти чудо столь велико, что поклонники идеи «палеоконтактов» не обращают внимания на критику.
В Советском Союзе «палеокосмические» гипотезы пользовалась успехом у публики задолго до появления книги фон Дэникена и фильма, снятого по его материалам (1970).
Первым более или менее внятно идею о том, что Землю в незапамятные времена могли посещать пришельцы из космоса, изложил Иван Антонович Ефремов в своей знаменитой повести «Звездные корабли» (1947). Однако общественное внимание эта идея привлекла несколько позже — после публикации в «Литературной газете» изложения идей физика Матеста Менделеевича Агреста в виде статьи под названием «Следы ведут... в космос» (1960).
«Не космонавты ли принесли на Землю различные тонкие сведения о Вселенной, отдельные из которых в виде легенд хранились тысячелетиями вплоть до XVIII века? — вопрошал Агрест в более поздней статье «Космонавты древности» (1961). — Не восходят ли к пришельцам извне истоки глубоких сведений по строительной технике, математике, астрономии и другим отраслям знаний, которые, по мнению некоторых ученых, запечатлены языком архитектуры и геометрических форм в различных памятниках древности. Наконец, не связаны ли с космонавтами древнейшие наскальные изображения на плато Тассили в пустыне Сахара?»
Кстати, о «фресках Тассили». Именно там писатель-фантаст Александр Петрович Казанцев, главный идеолог и популяризатор советской «палеокосмонавтики» Советского Союза, увидел марсианина. Собственно увидел не он, а французский археолог Анри Лот. В 1957 году этот ученый начал исследования в местечке Тассили-н-Аджер (пустыня Сахара, Алжир), где и были обнаружены наскальные изображения людей, слонов, жирафов, антилоп, быков. Особенно много было стилизованных рисунков, на которых люди изображались упрощенно, без выделенных черт лица. Лот писал: «Само по себе изображение очень примитивно. В центре круглой головы — двойной овал. Мы наделяем обычно такой внешностью марсиан. Марсиане! Какое название для сенсационного репортажа!» Предложение о «репортаже» пришлось по вкусу — шутка ушла в тираж. Так возникла гипотеза о «Великом Боге Марсиан», которую озвучил фон Дэникен и разрекламировал Казанцев.
На знаменитой «фреске» изображено некое существо, в одеянии похожем на скафандр: есть круглая, как шлем, голова и как бы «щелевидные прорези для глаз». Однако есть и типично первобытные атрибуты: бахромчатые браслеты на руках и ногах, лук в руке, привязанный сзади хвостик, оголенная тыльная часть тела.
Впрочем, некоторые из «фресок» Тассили еще необычнее. Здесь поверх «круглого шлема» высятся непонятные усы, похожие на антенны. Подобный рисунок, вырванный из контекста, действительно может произвести впечатление, однако марсиане с антеннами ведут себя слишком уж по-дикарски: пляшут, ходят гуськом, у многих имеется обнаженная женская грудь, выделенные бедра, ожерелья, браслеты, набедренные повязки. Все это указывает на то, что «марсиане» — тоже люди, а «антенны» над их головами — элементы довольно экстравагантных причесок, которые и ныне «сплетают» на своих головах жительницы Азии и Африки.
Все эти объяснения не учитываются специалистами по «палеоконтактам». Чтобы придать своим рассуждениям хоть какую-то весомость, Александр Казанцев показывал «Великого Бога Марсиан» первому космонавту планеты Юрию Алексеевичу Гагарину. Тот, ознакомившись с фотоснимком «фрески», оставил на нем автограф, сказав: «Похоже и не похоже!» На основании этого замечания Казанцев сделал далеко идущие выводы.
Методология Казанцева вообще поразительна.
«Как известно, гипотеза (первое научное предположение) может оказаться подтвержденной или опровергнутой, верной или неверной, но не антинаучной, если она строится на материалистической основе. Антинаучна лишь гипотеза, выдвинутая с враждебных нашей идеологии позиций», — пишет он в предисловии к статье Агреста «Космонавты древности».
«Тема инопланетян, — поясняет Казанцев далее, — интересует меня не столько как предмет фантазии, сколько как фундамент для осмысления многочисленных странных объектов, явлений и происшествий. Чтобы увидеть существование фактов контакта, необходимо встать на принципиально новую точку зрения, позволяющую понимать происходящее на Земле в контексте эволюции разума во Вселенной».
Остается только вздохнуть и развести руками: к подлинной науке подобные сентенции не имеют ни малейшего отношения.
Впрочем, мы отвлеклись от главной темы. Чтобы вернуться к ней, вспомним, с чего началось увлечение признанного писателя-фантаста Казанцева «палеокосмонавтикой». В 1946 году он опубликовал рассказ-гипотезу «Взрыв», в котором выдвинул предположение, будто бы Тунгусский метеорит, взорвавшийся над тайгой 30 июня 1908 года, был космическим кораблем инопланетян, работающим на атомной энергии. В рассказе «Гость из космоса» (1951) писатель развил эту идею, доказывая, что, скорее всего, корабль создали марсиане, но прилетел он с Венеры — дата Тунгусского взрыва совпадает с датой прилета корабля, идущего по оптимальной траектории Венера-Земля. Видимо, пишет Казанцев, что-то понадобилась марсианам на второй, молодой и горячей, планете Солнечной системы.
Путаница с марсианами, которые почему-то прилетели не с Марса, а с Венеры, побудила Казанцева снабдить свою теорию дополнительными гипотезами. Их он описал в романе «Внуки Марса» (1962). В нем земляне летят на Венеру и, помимо различных доисторических тварей и древних руин, находят следы высокоразвитой цивилизации, которая, по убеждению одного из членов межпланетной экспедиции, прилетели с гибнущего Марса, чтобы найти здесь новую родину. Но сам же автор спорит в романе с этим мнением — слишком уж оно невероятно...
Несмотря на все противоречия, гипотеза Казанцева о том, что над Тунгуской взорвался корабль инопланетян, пользовалась популярностью в кругах творческой интеллигенции. Известно, что Владимир Кошелев, ракетчик из бюро Королева, организовал в 1961 году при горячей поддержки Сергея Павловича самодеятельную экспедицию в район падения Тунгусского метеорита. Кроме него в экспедиции участвовали Георгий Гречко, Владимир Прокофьев, Николай Петров и Виктор Фрумсон.
Вот что вспоминает об этом событии летчик-космонавт СССР, доктор физико-математических наук Георгий Михайлович Гречко:
«Королев не только поддержал нас, но и предложил использовать для поисков вертолет КБ, который как раз был недалеко от тех мест. Дал распоряжение, чтобы нас обеспечили поисковыми рациями... Через несколько недель я докладывал Королеву по телефону о нашей работе в тайге и на болотах.
— А хоть какие-то обломки корабля нашли?
— Нет, ищем. Правда, отпуск уже кончается!
Сергей Павлович решил с ходу:
— Я вам его продляю.
Пришлось признаться, что мы дали слово своим начальникам вернуться вовремя. Королев согласился: дело есть дело. Потом добавил:
— А все-таки жаль, что вы ничего не нашли...»
|