Бермудский треугольник - как создается легенда (часть 2)
Методы, применяемые создателями загадок Существует очень много легенд о явлениях, которые наука якобы объяснить не может, о явлениях, которые мы не понимаем, о явлениях сверхъестественных. Не столь важно, какие они - бермудский треугольник, летающие тарелки, снежный человек, лохнесское чудовище или исчезнувшая Атлантида. Во всех этих случаях методы распространителей легенд одинаковы. Бермудский треугольник является наилучшим полем их деятельности. Эту тему эксплуатируют сотни фантастов, писателей, журналистов, режиссеров и работников телевидения. Расчет их прост: каждый с удовольствием прочитает что-то такое, от чего у него мурашки побегут по коже. Все любят тайны и загадки, некоторые даже будут довольно потирать руки, что вот, мол, находятся люди, которые могут показать этим профессоришкам такое, о чем они ничегошеньки не знают! Есть же что-то между небом и землей, о чем и им неведомо! Я не хотел бы никого обидеть, может быть, у вас такого чувства вовсе нет, но, положа руку на сердце, признаемся, что иногда и вас такой червь гложет. У меня, например, возникает похожее чувство, когда я смотрю спортивные состязания и радуюсь победе какого-нибудь неизвестного до сих пор таланта над известными чемпионами. Распространители легенд пользуются тем, что читатели не очень часто терзают себя сомнениями по поводу прочитанного и не станут проверять то, о чем читают. Пользуются также тем, что даже те читатели, у которых появляется мысль кое-что проверить, не имеют, как правило, доступа к документальным материалам, научной литературе, картам, специальным журналам. На примере бермудского треугольника мы продемонстрируем, какими методами пользуются распространители Легенды. 1. Распространяют вымыслы. Они или сами их придумывают, или сознательно или несознательно берут из книг других писателей и журналистов. В Легенде о бермудском треугольнике вымыслов слишком много. Сюда относятся, например, придуманные детали: на судне «В. А. Фогг» капитан был найден в своей каюте с чашкой кофе в руке; на судне «Мэри Селест» спасательные шлюпки остались нетронутыми на борту; самолет на 10 минут исчез с экрана радара; в указанный день была прекрасная погода, хотя в действительности бушевал ураган и т. д. Некоторые вымыслы удивительно примитивны, другие более изысканны. К самым простым относятся крушения судов, никогда не случавшиеся, к более утонченным - сообщения о том, что авиакомпании и судовладельческие фирмы, прокладывая трассы для своих самолетов и судов, якобы обходят бермудский треугольник. Придумано сообщение с судна «Раифуку-мару»: «Это как удар кинжалом!» Вымышлены также сильные магнитные аномалии и магнитные возмущения. Последние вымыслы можно отнести к утонченным. Источник вымысла иногда удается найти, иногда нет. Часто в начале цепочки обнаруживается обыкновенная журналистская «утка», перекочевавшая затем в другие публикации. 2. Вполне объяснимые и простые явления покрывают завесой таинственности и загадочности. Почему судно должно просто затонуть, если оно может «загадочно исчезнуть»? Зачем самолету, у которого кончилось горючее, просто падать в море, если он может «исчезнуть при невыясненных обстоятельствах»? Зачем нам обычный тропический шторм, если мы его можем заменить «загадочно быстро падающим давлением»? Почему на стыке теплых и холодных вод должен естественным путем возникать плотный туман, если вместо него может появиться «таинственное белое молоко, делающее ориентировку невозможной»? Зачем морякам с тонущего судна спускать на воду шлюпки, если они могут «прыгнуть в море, сойдя с ума от инфразвука»? К чему искать в перегретых тропических водах кристаллы углекислого кальция, если вместо этого можно наблюдать «таинственные полосы белой воды»? Большинство историй, придуманных распространителями Легенды, составлены по следующему рецепту: «Подойдя к машине, я увидел, что стеклоочистители загадочным образом исчезли. На каждом перекрестке я попадал на красный свет светофора, что, по теории вероятности, объяснить невозможно. Когда я поднимался на холм у деревни, машина сбавила ход. Казалось, будто какие-то таинственные силы поглотили энергию мотора. На выезде из деревни меня остановил инспектор ГАИ и, к величайшему моему удивлению, оштрафовал за превышение скорости, хоть мой спидометр показывал всего 60 км. А затем стала надвигаться таинственная и грозная стена тумана, раздавались зловещие звуки, «голоса дороги». В газетах, в хронике происшествий, впоследствии писали, что никто не мог логически объяснить, каким образом я оказался на левой стороне шоссе. Не было предела удивлению мастеров автосервиса, когда они увидели мою искореженную машину, а на мне - ни единой царапины». Мы позволили себе только небольшой каламбур на тему басен о треугольнике, использовав те же формулировки, которые применяют любители тайн и загадок. Если их убрать, перед нами окажется банальный случай и ничего больше. То же самое произойдет, если из бермудских историй вычеркнуть слова и выражения типа «загадочный», «необъяснимый», «нелогичный», «таинственный» и другие. В результате мы получим самый обычный случай с вполне понятным объяснением. 3. Преувеличивают. Практически всякое утверждение распространителей Легенды, если оно не является от начала до конца вымыслом, является преувеличением. Например, уже само утверждение о том, что в бермудском треугольнике исчезает чрезвычайно большое количество судов и самолетов, - обычное преувеличение. Тот же характер носит и утверждение, что никаких обломков самолетов и судов найдено не было, что самолеты и суда не сообщали о каких-либо неполадках накануне катастрофы. Откровенной передержкой является утверждение о необъяснимом поведении компаса, а также о том, что официальные учреждения, то есть соответствующие министерства, комиссии, управления и советы, беспомощны в решении всех этих загадок. Наоборот, причины катастроф в большинстве случаев были установлены. Если же причина не была найдена, то специалисты давали несколько вариантов предполагаемых причин аварий. И даже они в тысячу раз правдоподобнее тех мифов об инопланетянах и черных дырах, которыми кормят доверчивых читателей любители легенд. В каждом «бермудском» случае, в том их виде, как они поданы в Легенде, можно найти массу преувеличений. К примеру, в Легенде говорится, что в 19-м звене были опытные пилоты, на самом деле там почти все были новичками. Или утверждается, что судно было в хорошем техническом состоянии, а следственная комиссия устанавливает, что это было «старое корыто», и даже бывший капитан удивляется, как это «корыто» не затонуло раньше. Уже сама формулировка Легенды о бермудском треугольнике, как правило, является преувеличением: «Необъяснимо исчезло свыше 100 судов и самолетов...» Но свыше 75% этих «исчезновений» были объяснены. Распространители Легенды считают необъяснимым исчезновением даже такое, когда затонувшее судно было найдено водолазами (случай с судном «В. А. Фогг»). 4. Искажают факты, пользуются неточными данными, рекламируют всякие небылицы. Неточности, конечно, связаны с преувеличениями. Легенда о бермудском треугольнике распространилась благодаря преувеличениям, а вместе с ними обрастала и искажениями. Можно было бы написать целую книгу о неточностях в описании исчезновения судов и самолетов, в описании морей, дна и атмосферы бермудского треугольника. Авторы путают место катастрофы, название судна, даты, координаты. Мы уже говорили о том, как намеренно исказил Л. Соучек циркуляр береговой охраны США, пропустив в нем одно, но принципиально важное слово - imaginary. Всячески искажаются сообщения капитанов судов и пилотов. Лейтенант Тейлор, командир 19-го звена, посылал, согласно Ч. Берлицу, совершенно иные, таинственные сообщения, не совпадавшие с теми, что были записаны в журнале контрольно-диспетчерского пункта в Форт-Лодердейле. В отношении старта поискового самолета «Мартин Маринер», отправившегося на поиски 19-го звена, Ч. Берлиц и его сторонники искажают время вылета. Таким образом, меняется вся ситуация, но, если сопоставить действительные факты и сведения, становится ясным, что самолет погиб в результате взрыва. Намеренно искажаются данные о трассе. Говорится, что один из потерявшихся самолетов летел по трассе Шеннон (Ирландия) - Кингстон (Ямайка), из чего можно сделать вывод, что он непременно должен был пролетать через бермудский треугольник, но при этом «забывают» уточнить, что самолет исчез на участке трассы Шеннон - Гандер (Ньюфаундленд). Ложным является и утверждение о том, что тайны бермудского треугольника изучаются в рамках широкого международного океанографического исследования. В действительности же изучается динамика системы Гольфстрима и ее связь с атмосферой. 5. Ссылаются на собственный опыт или на авторитет тех, кого цитируют. Ч. Берлиц уже во введении к своей книге занимается саморекламой. Он пишет, что является внуком основателя известной языковой школы, знает 30 языков, гениален, опытный водолаз, посетил все загадочные районы земного шара и т. д. Л. Соучек знаком со многими капитанами океанских судов, читал судовые журналы. Д. Спенсер ссылается на капитана Крэйга, опытного водолаза, который, по его словам, должен знать многое о тайнах морского дна в районе бермудского треугольника. Но никакие знания 30 языков, опыт водолаза или знакомство с капитанами не служат еще доказательствами правоты указанных авторов. 6. Их выводы ошибочны. Иногда распространители Легенды на основании истинных фактов делают бессмысленные выводы по типу анекдота об «исследователе»: он положил на стол блоху, хлопнул в ладоши, и блоха подпрыгнула. Затем он отрезал ей ноги, снова положил на стол и хлопнул в ладоши. Блоха не подпрыгнула. «Исследователь» записал «вывод»: если у блохи отрезать ноги, она теряет слух. Примеров сомнительных выводов в «бермудских» историях предостаточно. Под водой на поверхности Багамских банок есть много пропастей, «синих дыр» и затопленных пещер. Из этого следует, говорят распространители Легенды, что море в этих местах загадочно, если оно так деформировало дно. Научное объяснение этого факта мы уже давали. Следующий пример. В пределах бермудского треугольника потерпел аварию самолет. Мы не знаем причины катастрофы, но, познакомившись с литературой о бермудском треугольнике, узнаем, что 20 лет назад здесь затонуло судно, и причина кораблекрушения неизвестна. Из этого «следует», что авария самолета тоже необъяснима, так как она произошла в том же районе. 7. Интерпретация фактов, документов и источников совершенно несерьезна. Публикации всех распространителей Легенды страдают отсутствием ссылок на источники информации. Ученые, как правило, всегда делают такие ссылки. Если же ссылки отсутствуют, это значит, что выводы являются результатом исследования самого автора статьи или книги. Но ни у Ч. Берлица, ни у других распространителей Легенды не указано, откуда они взяли те или иные факты. Из газет? Из «Регистра Ллойда»? Л. Соучек, например, не указывает источник своей информации, но с первого взгляда ясно, что его «факты» взяты из книги Ч. Берлица (во всяком случае, в том, что касается бермудского треугольника). Вы заметили этот заколдованный круг? Один любитель загадок черпает информацию у другого, такого же. Как же доверять этой «информации», если мы вдруг узнаем, что тот, первый автор всех своих информаторов просто выдумал. 8. Ставят демагогические вопросы. Дэникен спрашивает: «Как же иначе мы можем объяснить то-то и то-то?» Ч. Берлин, и К° риторически вопрошают: «Чем иначе объяснить исчезновение самолета за несколько минут до посадки, как не вмешательством сверхъестественных сил? Как объяснить исчезновение без следа звена самолетов? Как логически объяснить исчезновение крупнотоннажного сухогруза?» Такие «вопросы» иногда выглядят весьма солидно, но в сущности все они - сплошная демагогия! Мы доказали, что можно дать ответы на все указанные вопросы, объяснить все исчезновения гораздо более правдоподобно, нежели сваливать вину на сверхъестественные силы. В научных исследованиях нам известны ситуации, когда различные проблемы естественных и других наук можно объяснить двумя и больше способами. Мы выбираем такое объяснение, которое больше всего соответствует уже известным фактам. Если же нет достаточного количества фактов, то принимается объяснение, являющееся самым простым. Так не проще ли объяснить исчезновение самолета взрывом, чем захватом его летающей тарелкой? 9. Пытаются убедить читателя в том, что ученые тоже всерьез рассматривают Легенду и исследуют ее с научной точки зрения. Отсюда постоянные ссылки на экспедиции, которые будто бы исследуют тайны бермудского треугольника. В действительности тайны треугольника с научной точки зрения никто не исследует, поскольку никаких тайн вообще не существует. Наука не считает доказанным утверждение, что этот район является местом необъяснимых катастроф. Л. Соучек пытался внушить нам, что циркуляр береговой охраны США определяет бермудский треугольник как район, где суда исчезают по неизвестным причинам. На самом деле в этом документе говорится, что это мнимое место исчезновения судов. Ни один специалист по судоходству не поверит тому, что, если от затонувшего судна не найдены какие-либо обломки, значит, нельзя логически объяснить его исчезновение. То же самое относится и к авиации. Знающие проблему земного магнетизма с усмешкой отнесутся к бессмыслице, придуманной Ч. Берлицем и его сторонниками о магнитных аномалиях. Ни один океанолог не поверит в действия сверхъестественных сил там, где образуются вихри на стыке двух крупных течений. Метеоролог просто посмеется над утверждением, что туманные стены являются чем-то необъяснимым. Ну а сейчас пришло время ответить на вопрос, каким же образом могла получить такое распространение Легенда о бермудском треугольнике. Ее создатели прежде всего рассчитывали на то, что большинство читателей просто не смогут проверить те мнимые источники, из которых черпают свою информацию распространители Легенды; они учитывали поверхностное знание большинством читателей современных достижений естественных наук и техники; не на последнем месте стоит и внушение. Все это и позволило создать столь популярную Легенду. | |
| |
Просмотров: 6809 | |
Всего комментариев: 0 | |