— Есть более полусотни гипотез произошедшего на «горе мертвецов» в 1959 году. Какой версии придерживаетесь вы?
— Не могу назвать версию, которая бы меня устраивала и в которую я бы верил. Люблю правду и реальность, а тут есть понимание, что правду, поскольку меня там не было, никогда не узнаю. А то, что нам выдают за правду, совсем другая история.
— На экране невероятно правдоподобно передана стилистика лирических советских фильмов 50-60 годов. Как удалось добиться такой потрясающей правдоподобности?
— Что касается стилистики, это работа режиссера и оператора. Что касается актерской работы, проводилась большая подготовка перед началом съемок. Плюс точно поставленная задача от художественных руководителей проекта. Все вместе это и дало ощущение реалистичности и правдоподобия. Для правильных ощущений актерского существования, которого нужно было добиться в «Перевале Дятлова», нам перед началом съемок на Алтае устроили показ фильмов, которые передавали атмосферу тех лет. Там было то, что авторы сценария хотели увидеть от нас.
— Лично вы пересматривали какие-то советские фильмы?
— Нет. Помимо такой реалистичности у нас были и другие задачи. Когда работал над ролью Юдина, это было погружение себя в обстоятельства его жизни. Это было важнее, чем реалистичное отображение времени. На первом плане был человек, его история, ощущения жизни. Для того, чтобы на экране было понятно, что с ним происходит. Стилистика ложилась поверх работы над персонажем. Поэтому старался погружаться в историю Юдина, который находился в особенном состоянии — есть особая судьба и события, предшествовавшие такому его состоянию.
— А его интервью вы видели?
— Да, их смотрел. Он скончался в 2013 году. Мне надо было понять некоторые вещи об этом человеке. Но, знаете, у нас же художественное воплощение образа, так что работает взгляд авторов на его личность. В сценарии есть и документальные моменты, а есть и вещи, которые придуманы, чтобы повествование не было сухим и обезличенным, более интересным. Пересматривая интервью с Юдиным, я понимал, что придется добавлять в образ и свое представление о нем в контексте сценария. Если бы я создавал историю Юдина по его интервью и хронике, не считалась бы история, которую заложили в «Перевал Дятлова» авторы.
— С какими сложностями пришлось столкнуться по ходу съемок?
— Продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов впервые попробовали себя в качестве режиссеров. Какие у вас сложились впечатления от работы с ними?
— Самые лучшие. Когда мы снимали первую серию в Москве, там мы работали как раз с Валерой и Женей. Они знали, что хотят от меня. Задача была в том, чтобы выполнить это. Мы обговорили задачу на пробах — продюсеры были на кастинге и звали меня на роль Юдина, понимаю так, ради сцены допроса в первой серии. Потому что они видели подобную историю в небольшом эпизоде сериала «Чернобыль. Зона отчуждения», в котором я снимался. Моя роль там образно была похожа на то, что им нужно было в «Перевале Дятлова». На кастинге мне об этом сразу сказали. Это очень важная история: чтобы режиссер четко знал, чего хочет, видел это и потом передал задачу актеру — внятно и ясно. У нас это присутствует, что очень здорово.
«Перевал Дятлова», с 16 ноября в 22:00 на ТНТ
https://brl.mk.ru/culture/2020/11/10/maksim-kostromykin-na-semkakh-perevala-dyatlova-prishlos-kak-sleduet-pokuvyrkatsya.html