01:55 Есть ли жизнь после смерти? | |
Жизнь и смерть равноправны. Знаменитое изречение Ф. Энгельса: «Человек рождается, чтобы умереть» - просто констатирует ту неминуемую, печальную истину, что происходит с человеком в финале его жизни. Страх смерти - это вполне естественное явление, но человек в повседневной суете редко или почти не задумывается о том, что его ждёт в будущем. В этом может быть и заключается спасение. В противном случае у человека земное существование превратилось бы в сплошной кошмар ожидания «смертного приговора, подписанного при рождении». Повышенный страх смерти, ухода в небытие и породил веру в жизнь после смерти, «потустороннюю жизнь». Вера эта берёт своё начало с доисторических времён, когда первобытный человек начал понимать, что жизнь и смерть не могут обойтись друг без друга. 90-е годы недавно ушедшего века потрясли Россию всевозможными кризисами. Из них наиболее деструктивным является духовный кризис. Экономическая нестабильность, бедность и нищета, неуверенность в завтрашнем дне, утрата веры в перспективу лучшей жизни подтачивают не столько физические, сколько психологические ресурсы многих миллионов россиян. И многие начали искать «спасение». Верования в божества, духов, привидения, бессмертие души вспыхнули с новой силой, создавая впечатление, что колесо истории повернулось вспять. Чему только не поверят люди, когда им этого очень хочется. Не зря же сказано, что «истинная вера - это такое состояние души, когда человек приобретает умение поверить в то, во что не советует верить здравый смысл». На чём зиждется вера в жизнь после смерти – в потустороннюю жизнь? Её поборники приводят почему-то одним из главных доводов переживания перенесших так называемую клиническую смерть. По сути дела, клиническая смерть - это не смерть в том понимании, как обычно её представляют люди. «Окончательная» смерть человека констатируется с наступлением биологического конца. Нервные клетки головного мозга после наступления прекращения деятельности сердца жизнеспособны только в течение 5 минут, после этого срока наступает их окончательная гибель. Длительность клинической смерти, когда есть возможность вернуть к жизни больного в результате срочных реанимационных мер, измеряется 5 минутами. При возобновлении деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем после отрезка времени, отведённого периоду клинической смерти, человек фактически будет мертвецом и сможет вести только растительный образ жизни. У такого человека-трупа мыслительная деятельность полностью не восстанавливается, разум не функционирует. Наступление клинической смерти приводит к расстройству сознания. Оно имеет два вида: выключение и помрачение. При выключении сознание просто уходит, есть три степени по своей выраженности: от лёгкой до глубокой. Глубокая степень выключения сознания – это кома, термин известный многим. Человек после выхода из коматозного состояния обычно ничего не помнит из всего того, что было с ним и что происходило в окружающей действительности. Между тем переживших клиническую смерть не так уж и много, а ажиотаж вокруг них бывает не в меру большой. Он порождён теми сенсационными сообщениями, которые слагаются из переживаний, которые испытал человек во время клинической смерти. Источником, надо полагать, являются обманы восприятия, похожие на сновидения (галлюцинации), которые возникают при определённых обстоятельствах, причем у не всех. Происхождение «видений», «голосов» можно объяснить за счёт биологического страдания головного мозга при нарушении его кровоснабжения и даже его отсутствия, что возникает при клинической смерти. «Голоса», «видения», «запахи» и т.д. являются проявлениями патологий сферы восприятия (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). Галлюцинации – это чувственно яркие представления, доведённые вследствие патологического состояния головного мозга до степени восприятия мнимых предметов, голосов, сцен событий и т.д. В психиатрии галлюцинации определяются как оживление следов бывших представлений (образов). Реальный объект или явление в момент галлюцинаторного восприятия отсутствует. Как известно из рассказов людей, переживших клиническую смерть, они «видели» своё тело на больничной койке или на операционном столе с расстояния, чаще сверху, врачей и даже могли «услышать» какие-то слова из разговора людей. Сюжет переживаний исходил из реалий той ситуации, предшествовавшей клинической смерти. Дальше у многих было ощущение, что они проваливаются куда-то вниз - в пропасть. Всё это могло сопровождаться необычными звуками, порой грохотом. А попадали они, в конце концов, в места притягательные, красочные. Чуть ли не в рай. Ведь никто из людей после смерти не хочет попасть в ад. Как правило, здесь они встречают своих давно умерших близких или просто знакомых и «вступают» с ним в разговоры. Всё это преподносится сторонниками веры в существование жизни после смерти как весомое и бесспорное доказательство её существования. Они ещё утверждают, что из потустороннего мира мёртвые напоминают о себе, вызывая у живых сновидения. Как и полагается, снятся сцены общения с умершими близкими, родственниками или просто давними знакомыми. Полагают, что таким образом их «душа» вступает контакт с живущими на Земле. В психиатрии сновидения, «видения» в гипнотическом сне (внушённые), внушённые галлюцинации в бодрствующем состоянии принято относить к непсихотическим галлюцинациям. Сновидения обладают всеми свойствами, встречающимися при обычных истинных галлюцинациях, и особенно теми, которые возникают при помрачении сознания, например, при алкогольном делирии, известным в народе как «белая горячка». Особенности сновидений во многом зависят от глубины сна, т.е. степени изменения сознания. При поверхностном сне чаще, чем при глубоком, наблюдается зависимость сюжета сновидения и его развития от внешних раздражителей (шум в комнате, разговоры, стук, звонок и т.д.) и внутренних (переполнение желудка, неприятные ощущения, боли, чувство жажды, голода, холода и т. д.) и что важно, содержания переживаний и направленности мыслей, предшествовавших сну. З. Фрейд, великий психоаналитик, считал, что «…сновидения или превращение во сне представлений в галлюцинацию - полноценное психическое явление. Оно может быть включено в общую сеть понятных нам душевных явлений бодрствующей жизни». Утрируя, можно сказать, что сновидения - не что иное, как наши мысли. Существует поверье, которое известно у определённой части населения, что «души» умерших якобы обитают где–то в небесах, жизнь их отличается от земной, но всё же это жизнь, люди не исчезли окончательно. Вроде бы явная бессмыслица, но утешить скорбящих можно и такими байками. Это народное поверье использовали шаманы прошлого. Шаман лишь взывал к «духам», упрашивал их спуститься на землю и изгнать зловредного «беса» из тела больного, который и вызвал болезнь. Он в меру своего таланта импровизатора-сказителя, певца-олонхосута, танцора пел, декламировал, плясал, прыгал, имитировал повадки зверей, крики птиц и «духов» во время проведения этой драматической мистерии. К.Г. Юнг (1875-1961), выдающийся психолог, психиатр, философ, дал своё объяснение происхождению верований в духов. Он ещё в далёком 1920 году писал: «Человек, вспоминая, например, умершую мать, непроизвольно воспроизводит её образ так ярко, что как бы видит и слышит её дух. Мы лишь думаем о наших умерших, а первобытный человек воспринимает их конкретно, и это следствие крайне чувственного свойства его духовных образов. Это и послужило источником первобытного верования в духов. Духи не что иное, как то, что мы называем мыслями. Мысли первобытного человека, собственно говоря, претворяются в видения, реальность которых так велика, что он постоянно смешивает психическую реальность с внешней реальностью. Для первобытного человека мысль имеет характер зрительных и слуховых галлюцинаций…» В отличие от первобытного, современный человек научился мыслить абстрактно, процесс мышления не сопровождается чувственно окрашенным компонентом в виде зрительных, слуховых галлюцинаций. Человеческий мозг достиг своего наивысшего совершенства с чётким разделением психических функций. Теперь коснёмся ещё одного аргумента в пользу жизни после смерти, которым оперируют её поборники. Они жизнь после смерти отождествляют с понятием «душа», которая, якобы, имеет даже вес, т.е. материальна. Мол, душа после смерти покидает бренное тело и уходит на небеса. Таким образом, человек перевоплощается в душу, которая, понятно, будет бессмертной. Считается, что жизнь, хотя и в другой форме, продолжает своё существование. Есть страны, где по религиозным убеждениям люди к смерти относятся благосклонно, ибо, как они считают, «душа» человека после смерти вливается в Мировой дух, следовательно, она «бессмертна». Есть ли бессмертие души? В 1977 году мне пришлось присутствовать на службе отпевания усопших, которая проводилась в Донском кафедральном соборе в Москве. В числе отпеваемых была покойная, в жизни работавшая врачом-психиатром одной из московских психиатрических больниц. Священнику было под сорок, говорил хорошо поставленным, чётким баритоновым голосом. Он после окончания церемониальных напутственных слов, сказал следующее: «Тело тленное, но ваши добрые помыслы, благие намерения, всё хорошее будут предаваться вашим детям, близким и всем другим, кто вас хорошо знал и так от поколения к поколению. В этом заключается бессмертие души». Эти слова меня поразили своей удивительно чёткой логикой, без налёта мистики. Услышать такие слова в вполне материалистическом духе из уст человека духовного сана я никак не ожидал. Успокоение душ хилых, сирых, безутешных и скорбящих - дело нужное и человечное. Но оно не должно оправдывать все способы манипулирования умами людей для достижения своей, часто корыстной, цели. Говорят, что дозированный обман непорочен, он якобы даже необходим для достижения положительного конечного результата. Может быть. Но явные нелепости вроде «басен» о жизни после смерти уводят людей от реального мира, делая их пассивными, безучастными, безвольными и заставляя жить в грёзах, находиться в плену у мракобесия. А утешить можно только реальными делами. Они заключаются в том, чтобы человек имел крышу над головой, работал, был сыт, прилично одет, обут, да дети, подрастая, только радовали родителей. Это и есть, как я считаю, человеческое счастье. Как известно, счастливые о смерти не думают. Автор: Иванов И.А., врач-психиатр ЯРПНД http://www.iltumen.ru/topic.php?id=4484 | |
|
Всего комментариев: 0 | |