Загробный мир – словарь символов.
Тема, имеющая важнейшее значение во всех символических системах. Египетские и тибетские Книги мертвых устанавливают четкие правила поведения во время и после смерти, а китайские, японские, центрально-американские, буддийские, исламские, индуистские и христианские эсхатологические тексты также дают подобные руководства, но в менее детализированных формах. Примитивные народы обычно не представляют себе загробный мир в виде суда за поступки человека в жизни – счастливейшее, пожалуй, представление о потустороннем мире из тех, что нам известны. Несмотря на разницу этических систем, в которых возникали представления об устройстве загробного мира, символы блаженства и страдания замечательным образом совпадают во многих культурах: рай расположен почти всегда на небе (что нашло выражение в архитектуре христианских соборов и буддийских ступ), там сияет свет и звучит прекрасная музыка; ад расположен под землей, там тьма, дым, смрад и мучения. Воздаяния за земную жизнь – общая тема для всех эсхатологических теорий, ее символизирует ритуал взвешивания души: весами пользуется святой Михаил для измерения христианских добродетелей и грехов; богиня Маат в древнеегипетском царстве мёртвых взвешивает сердца, являющиеся символом совести; Высший Суд у тибетских буддистов состоит во взвешивании черных и белых камешков (Камешки обозначают достойно и недостойно прожитые дни жизни. – Прим.. пер.); степень добродетельности умерших в японской буддийской традиции определяли белая и красная головы. Испытания часто включали в себя и опасное путешествие – например, переход через мост, узкий и скользкий для грешников и широкий для праведников. Часто загробного мира можно достичь, переплыв реку (что, например, в древнегреческой мифологии помогал сделать зловещий перевозчик Харон) или море, как у народов Океании или австралийских аборигенов. Иногда загробный мир был привилегированным местом, например, древнескандинавская Валгалла – дворец бога Одина. Туда могли попасть лишь души воинов, погибших в бою. Иногда загробный мир открыт для всех, как, например, католическое Чистилище – мучительное, но не последнее пристанище для душ, чьи грехи не относились к разряду смертных. Ад был также не обязательно окончательным этапом для грешников, хотя средневековые христианские писатели упорно муссировали идею вечного горения в адском пламени. Вид рая, каким его изображали художники, обычно представлял собой последовательность ступеней к чему-то невыразимо прекрасному, что обозначалось чистым божественным светом. Небеса представлялись в виде нескольких слоев или сфер (например, Семи Небес, как принято в исламе, на последнем из которых Мухаммад предстал пред троном Аллаха). Из божественных городов и садов праведные души воспаряли к абстрактному блаженству – созерцанию божественного сияния.

Из книги словарь символов Джек Трес
Категория: Загробный мир | Добавил: Ufogid (10.09.2007)
Просмотров: 5684 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar