23:36
Почему в степях Казахстана разлагается Буран. Кто виноват?

Автор: Maximus Novikov

Лет 5 назад я узнал, что на Байконуре в одном из ангаров покоятся два «Бурана» и даже элементы РН «Энергия». Тогда моему возмущению не было предела. Над этой системой на протяжении многих лет трудились тысячи людей. На эту программу были потрачены миллионы, да что там, миллиарды. И вот теперь они стоят и ржавеют.

Однако я не сторонник сразу писать в комментариях: «Роскосмос все попилил, все пропало, караул». Я решил прежде изучить вопрос, и как оказалось, я сильно ошибся в своих первых выводах. История не стала от того менее печальной, но теперь смотришь на это совсем по-другому. Поэтому, чтобы попробовать повысить осведомленность общества, я решил разобрать эту ситуацию.

Начнём издалека. Почему программу «Буран» не возобновили? Почему мы сегодня не видим запуски этих прекрасных исполинов? Эта программа, как и проект коллег из-за океана, изначально была обречена. И хоть нам, энтузиастам, очень нравятся челноки «Буран» и «Спейс шаттл», но надо понимать, что они существовали только из-за Холодной войны. Пентагону нужно было доставлять свои многотонные спутники-шпионы, угрожать Советам возможностью украсть наши спутники и космические станции.

 

Советскому Союзу не хотелось отставать, он собирался запускать свои лазерные платформы (Скиф), потому и стартовала программа «Буран-Энергия». Однако системы обеих стран изначально были нерентабельны и, попросту, нецелесообразны для гражданского сектора. Но были военные, а с ними и деньги, и им было не так важна цена за килограмм на LEO (низкую околоземную орбиту). Но Холодная война на какое-то время затухла, и ракетчики начали считать деньги. Стало быстро понятно, что монструозные челноки под роль рабочих лошадок совсем не подходят. По этой же причине сейчас развивается рынок ракет легкого класса.

Новые ракеты лёгкого класса. Credit: everyday astronaut

 Технологии не стоят на месте. С каждым годом инженерам удается вместить тоже самое оборудование в более маленький корпус. Вы же не ждёте, курьер привезёт Вам пиццу на огромной фуре? Для этих целей они пользуются велосипедами. Так же происходит и с ракетами. Гораздо выгоднее использовать для этих задач ракеты среднего и малого класса. Конструкция Falcon 9 гораздо проще и дешевле шаттлов, поэтому сейчас у компании Илона Маска более 27 бустеров, что позволяет SpaceX делать запуски почти каждую неделю. Со «Спейс шаттл» это было бы невозможно, так как восстановление одного челнока занимало более 3 месяцев. Можно было сказать: «Просто сделайте больше шаттлов, и тогда можно запускать их чаще». Но нет. Тут мы упираемся в главный нюанс. Стоимость производства одной ракеты Falcon 9 равняется 62 миллионам долларов, а стоимость запуска шаттла составила 1.5 миллиарда долларов. Для постройки одного шаттла затрачивалось более 30 миллиардов долларов. Конечно, это довольно приблизительные цифры, да и системы разные, каждая со своими особенностями. Но глобально у них одна цель. Доставлять нагрузку на орбиту. И я думаю, очевидно, что Falcon сделает это гораздо дешевле, как за килограмм нагрузки, так и за пуск в целом.

Почему я в статье о «Буране» позволил себе писать о «Спейс шаттл»? Был произведён всего один пуск «Бурана», поэтому у нас нет достоверных сведений о времени на восстановление к полету и стоимости пуска. Хоть «Буран» имел некоторые кардинально другие решения, он почти идентичен с шаттлом по размерам, габаритам грузового отсека, массой.

Space shuttle vs Buran Energiya

Поэтому мы можем использовать эту программу США для наглядного доказательства, что «Буран» являлся бы фактической растратой бюджета, если бы эта программа была бы продолжена. И даже NASA, имея в разы больше ресурсов, остановила пуски своих челоноков в 2012. Так что тут можно сказать, что Россия просто быстрее одумалась, хоть и из-за нехватки средств. И как бы нам это ни было больно признать, но эпоха сверхтяжёлых ракетопланов заслуженно ушла, какими бы впечатляющими не были пуски этих махин.

Теперь, когда этот момент уяснён, давайте вернёмся в степи Казахстана.
Что же стоит в том ангаре?
Изделие 11Ф35 МТ — макет для статических испытаний, который изначально не должен был лететь в космос. 11Ф35 2К — второй лётный экземпляр, который должен был отправиться к станции «Мир» в 1991 году, но так и остался прикован к земле.

Credit: Виталий Раскалов

 А еще там стоят 14 боковых блоков «А» РН «Энергия».

Почему же эти титаны уже почти 30 лет пылятся в цехах, и только вандалы, и дикие животные посещают этот памятник инженерному гению? Многие, не разбираясь в вопросе, сразу винят Роскосмос. Но тут вины этой госкорпорации нет. Напомню, что когда Советский Союз развалился, космодром Байконур стал территорией Казахстана. Но с 1994 года Россия арендует часть космодрома Байконур. Ключевая фраза «часть». Если изучить соглашение, действующее до 2050 года, мы можем узнать, что тот ангар, в котором сохранился «Буран», не арендуется Россией. Эта территория до 1997 года принадлежала Казахстану. Руководство страны заявляло, что у Казахстана есть планы по использованию ракетоплана. Но и они со временем поняли, что это совсем нерентабельно и нецелесообразно, поэтому продали территории этого ангара компании «Инфракос», которая собиралась запускать эти машины. Прошло много лет, а никаких пусков не произошло. Корабль уже был в совсем не летном состоянии. Компания продала эту территорию какому-то предпринимателю, который решил использовать корабль, как экспонат в музее. Но и он ничего не сделал. Более того, этот предприниматель куда-то пропал, и когда в 2018 Роскосмос обратился к Казахстану с желанием купить ангар, те сказали: «Не можем его вам продать, так как это частная территория». «Буран 2К» хотели купить и немцы, и парк «Патриот». В этом году Казахстан решил вернуть эту территорию в госсобственность, но суд заявил, что возврат имущества Казахстану невозможен. Все настолько запуталось, что есть несколько компаний и частных лиц, которые заявляют, что этот «Буран» принадлежит именно им. А пока они спорят и разбираются, ангар рушится.

Подведу итоги. Решение остановить программу «Буран» было правильным, в противном случае, просто оттягивали бы неизбежное, тратя неимоверные деньги. Но мне очень жаль, что такие прекрасные машины, в которые люди вкладывали душу, на глазах разрушаются от времени и работы недобросовестных людей.

 

Очень бы хотелось, чтобы этот эспалин, апогей советской инженерной мысли, был бы по достоинству сохранен. Его место в музее, а не как средство для самоутверждения вандалам и насест для птиц. Но не найдётся человека, который один был бы единолично виноват за случившееся. В этом виноват капитализм, которого все так ждали.

Категория: Заброшки | Просмотров: 49 | Добавил: Ufogid | Теги: космос | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]